Разоблачение трех мифов о технологии блокчейн
Каждый, кто читает газеты, уже слышал о новой технологии под названием «Блокчейн». И большинство из нас — даже те, кто не занимается компьютерными науками – понимают, что блокчейн считается «трансформационной» технологией, особенно в области финансовых операций. Большинство также понимают, что блокчейн позволяет людям и организациям безопасно совершать перевод денег или операции друг с другом без необходимости привлечения посредника в лице центрального банка или других организаций, которые предположительно способствуют доверию между участниками сделки.
Однако многие люди, в том числе лица, принимающие решения в организациях и правительствах, находятся под влиянием разных заблуждений и мифов о блокчейне. Это заставляет их усомниться в его надежности, и поэтому они избегают всерьез рассматривать внедрение этой новаторской технологии в свои предприятия или государственную деятельность.
По нашему опыту существует три распространенных мифа о блокчейне, критические для его принятия у людей далеких от технологий, в том числе, а возможно и особенно, среди регулирующих органов и законодателей.
Таковыми являются:
- Блокчейн и криптовалюты неразрывно связаны, и вы не можете использовать блокчейн без регулирования и решения других проблем присущих криптовалютам.
- Все блокчейны сети работают по существу одинаково.
- Если вы используете блокчейн в качестве основы для финансовых транзакций, то вы теряете возможность для введения таких мер контроля как “борьба с отмыванием денег” и “знай своего клиента”.
Каждый из этих мифов не соответствует действительности. Далее мы объясним простым языком, почему они не соответствуют действительности, с последующим понятным объяснением истинного положения в каждом случае.
Миф №1: Блокчейн и криптовалюты неразрывно связаны, и вы не можете использовать блокчейн без урегулирования и решения других проблем присущих криптовалютам.
Факт: Блокчейн и криптовалюты необходимо рассматривать и оценивать отдельно. Лучший способ объяснить их отношения можно выразить с помощью следующей метафоры: Блокчейн для криптовалюты, как двигатель внутреннего сгорания для автомобиля. Как мы все знаем, двигатель внутреннего сгорания приводит в движение автомобили, но он также может приводить в движение множество других вещей, таких как самолеты, локомотивы и т. д. Таким же образом, хотя блокчейн действительно является движком для криптовалют, его также можно использовать для множества других целей: защищенный доступ к данным в здравоохранении, управление долевым владением в инвестиционных фондах, цифровые валюты центрального банков и стабильные монеты отдельных корпораций, справедливое распределение спектра 5G частот, децентрализованная торговля энергоносителями и квотами на выбросы углекислого газа, цифровое управление авторскими правами и для любых других целей, которые требуют безопасного, масштабируемого и децентрализованного управления данными или сделками. Многие из этих вариантов практического применения технологии блокчейн относятся к финансовой сфере, а пользователи и регулирующие органы должны иметь четкое представление о возможностях блокчейна и отличать его от криптовалют.
Важно еще раз подчеркнуть, что блокчейн технология сама по себе не обязательно предполагает наличие проблем, например тех, которые нам проиллюстрировала попытка Facebook запустить проект Libra, потому что блокчейн может применяться совершенно независимо от криптовалют и в самых разнообразных случаях.
Миф № 2: Все блокчейны работают одинаково.
Факт: Дело в том, что существуют разные типы блокчейнов. Чтобы понять различия между типами, прежде всего важно понять, что каждый блокчейн связан с сетью компьютерных узлов, которые запускают программное обеспечение и выполняют конкретный блокчейн протокол, его еще называют «консенсус». Это программное обеспечение, выполняет ключевую функцию, которая заключается в проверке каждого блока перед его добавлением в цепочку, которая после этого становится неизменной. По этой причине основной вопрос, который следует задать о различиях в блокчейнах: «Кто выбирает / проверяет следующий блок и как они это делают?»
Сегодня обычно упоминаются различные типы блокчейнов, каждый из которых отвечает на этот вопрос по-разному. Три наиболее распространенных типа консенсуса: доказательство работы, чистое доказательство доли и делегированное доказательство доли.
Вот упрощенное описание каждого из них.
Доказательство работы (Proof-of-Work)
Доказательство работы — это система, используемая «классическими» блокчейнами, такими как Bitcoin и Ethereum. Суть того, что происходит, когда блок должен быть проверен системой в следующем: система отправляет сложную криптографическую головоломку майнерам — компьютерам, которые находятся в сети и умеют разгадывать такие головоломки. Головоломки настолько сложны, что требуются миллиарды попыток, чтобы решить их, что в свою очередь, требует, чтобы десятки тысяч компьютеров были подключены к сети с этой целью. Эти компьютеры потребляют огромное количество электроэнергии, а владельцы майнеров несут огромные расходы на её оплату и аренду площадей под оборудование.
Хотя майнеры участвующие в работе блокчейна Bitcoin есть во многих странах мира, но большинство из них находятся в Китае и что очень важно, из-за того что такие вычислительные мощности дороги в эксплуатации, только две компании владеют 60% всех вычислительных узлов, и обе эти компании китайские.
Более того, поскольку криптографические головоломки по своей природе чрезвычайно сложны, процесс их решения занимает от 10 до 30 минут, еще больше времени уходит на запись правильного блока в сеть и его подтверждения всеми участниками.
В результате всего этого системы основанные на консенсусе доказательства работы:
а) сложно масштабировать;
б) небезопасны (так как все, что вам нужно сделать, например, чтобы атаковать систему Bitcoin, это убедить всего две компании стать плохими игроками), и
c) не совсем «децентрализованы» — что является важным элементом для законодательства США по закону о ценных бумагах для валют на основе блокчейна. В этом последнем пункте люди часто ошибаются, думая, что раз задействовано так много майнеров, значит системы подтверждения работы децентрализованы, но понимание того, что большинство этих майнеров контролируется только двумя компаниями, не соответствует действительности этого предположения. Кроме того, тот факт, что эти две компании контролируются китайцами, сам по себе является риском безопасности.
Делегированное доказательство доли (Designated Proof-of-Stake)
Люди часто путают делегированное доказательство доли (DPoS) с чистым доказательством доли, которое описано в следующем разделе. В DPoS группа держателей токенов выбирается заранее в качестве комитета проверяющих, который остается неизменным и участвует во всех проверках блоков. Поскольку это не требует специального оборудования для решения сложных криптографических головоломок, система DPoS может быть более масштабируемой, чем система доказательства работы, но она все еще подвержена различного рода атакам, потому что лица, принимающие решения, известны заранее и поэтому могут быть коррумпированы. Кроме того, по определению заранее определенная группа лиц, принимающих решения, не является децентрализованной системой.
Чистое доказательство доли (Pure Proof-of-Stake)
Консенсус чистое доказательство доли был изобретен Сильвио Микали, профессором Массачусетского технологического института и лауреатом премии Тьюринга 2012 года за вклад в развитие криптографии, а также основателем Algorand.
Чистое доказательство доли (или «PPoS») было придумано, когда стало ясно, что, в то время как концепция блокчейна может трансформировать финансовую и другие отрасли, «классические» блокчейн сети, как и DPoS имеют существенные недостатки.
В частности, до изобретения PPoS большинство криптографов считали, что концепция блокчейна страдает от «трилеммы» — это невозможность одновременно быть безопасным, масштабируемым и децентрализованным решением. Чтобы решить эту проблему, изобретатели протокола PPoS начали проектировать его снизу вверх, сосредоточив внимание на том же ключевом вопросе: «Кто выбирает и проверяет следующий блок?».
В протоколе PPoS, когда блок готов к добавлению в цепочку, он сначала распространяется на сеть компьютеров по всему миру, которые принадлежат владельцам собственных токенов Algorand и которые решили участвовать в процессе проверки блока (любой владелец токена имеет право участвовать при наличии установленного программного обеспечения и онлайн соединения с сетью). После распространения блока, протокол заложенный в программном обеспечении, которое работает на каждом компьютерном узле, случайным образом выбирает комитет из нескольких тысяч участников из числа держателей токенов находящихся в онлайне, и члены этого комитета «голосуют» в электронном виде по вопросу подтверждения и добавление в цепочку рассматриваемого блока.
Весь процесс выбора комитета и их проверки блока занимает примерно 4,5 секунды, в отличие от 10-30 минут, требуемых классическим блокчейнам. Таким образом, система PPoS является высоко масштабируемой. Кроме того, для неё не требуется специализированное аппаратное обеспечение, что устраняет как огромные счета за электричество, потребляемое во время работы майнеров, так и компании потенциально способных контролировать майнеров.
Сразу после завершения процесса консенсуса для одного блока комитет распускается, и случайным образом выбирается новый комитет для проверки следующего блока. В отличие от того же Bitcoin, где 60% майнеров контролируются двумя компаниями, система PPoS выбирает членов комитета из всего сообщества держателей токенов, которые решили принимать участие. Система не может быть коррумпирована, потому что комитеты для каждого блока выбраны случайным образом с использованием алгоритма, который гарантирует, что никто не узнает, кто входит в комитет (включая самих членов комитета) до отправки своих голосов и поэтому на их решение повлиять невозможно. PPoS также является действительно децентрализованной системой, потому что любой из владельцев токенов, где бы он не находился, может участвовать. По всем вышеперечисленным причинам PPoS система обеспечивает решение «трилеммы» блокчейна, потому что она одновременно безопасна, масштабируема и децентрализована.
В итоге:
PoW системы не масштабируемы, не безопасны, не децентрализованы.
DPoS системы масштабируемы, но не являются безопасными и децентрализованными.
PPoS система одновременно безопасна, масштабируема и децентрализована
Другими словами: Блокчейн системы все разные!!
Миф №3: Если вы используете блокчейн в качестве основы для финансовых транзакций, то вы теряете возможность для введения таких мер контроля как “борьба с отмыванием денег” и “знай своего клиента”.
Факт: Это правда, что почти все протоколы блокчейна являются общедоступными и не требуют разрешения, это означает, что любой может получить к ним доступ и / или взаимодействовать с ними, а в случае PPoS любой кто держит токены, может участвовать в консенсусе или проверке блоков. В общем говоря, «не разрешительный» аспект публичных блокчейнов заставляет различным институтам регулировать или иным образом контролировать деятельность участников и уклоняться от рассмотрения блокчейна как элемента их деятельности.
Однако правда состоит в том, что современные блокчейны могут быть реализованы таким образом, что они будут требовать «разрешения» для доступа к ним.
Кроме того, теперь также возможно создавать «боковые цепочки» или сайдчейны — то есть автономные частные блокчейны, которые работают параллельно основной цепочке, где владелец контролирует доступ, а также решает, кто будет валидаторами блока. Далее, в таких сайдчейн сетях, организации могут вводить на свой выбор автоматизированные правила по доступу участников к частной сети. Наконец, сайдчейны могут подключаться к общедоступной сети или другим сайдчейнам, если их владельцы того пожелают, причем не жертвуя их внутренней конфиденциальностью.
Преимущества сайдчейнов рассматриваются многими странами по всему миру, которые изучают возможность использования блокчейна для поддержки цифровых валют центральных банков и требуют возможность вводить регулирующий контроль над пользователями. Есть также много других случаев, в которых могут использоваться сайдчейны, чтобы пользователи могли получить доступ к трансформирующей возможности блокчейна без потери основных элементов управления.
Источник: Algorand Foundation